«А что на практике?»: утилизация старой бытовой техники в России
Друзья, в последнее время в СМИ стали все чаще попадаться материалы с довольно неоднозначными заголовками на тему экологии и переработки. Это даже и не новости в целом, а просто некоторые данные, которые преподносятся как точные факты. Вот, например.
Из заголовка можно поспешно сделать радостный вывод будто 98% бытовой техники в Москве перерабатывается. Но это не так. Да, есть несколько предприятий, где детально все разбирают и перерабатывают, в том числе пластиковые части. Однако далеко не вся техника, которую люди сдают, попадает на эти образцовые предприятия (с которыми мы как раз работаем).
И таких новостей — громких, обнадеживающих, но по сути вводящих в заблуждение — полно на просторах интернета. Мы решили немного исправить ситуацию и попытаться донести до людей точную информацию о том, как на самом деле обстоят дела с переработкой той или иной фракции в нашей стране. Открываем рубрику «А что на практике?».
И начнем, пожалуй, как раз с бытовой техники. Как происходит ее утилизация в России? Об этом нам рассказала Любовь Мельникова — основательница проекта РыбинскЭкоЛайфхак, экоблогер.
Согласно законодательству, с января 2021 года в России запрещено захоронение на свалках компьютерного, электронного и оптического оборудования, которое утратило потребительские свойства, а с марта 2022 года вступил в силу приказ Минприроды России, согласно которому юрлица обязаны передавать старую бытовую технику только тем компаниям, которые имеют лицензию по обращению с опасными отходами. Как обстоят дела на практике? Куда сдать отслужившие приборы рядовым жителям?
Рассмотрим на примере Ярославской области. Есть отдельные приёмные пункты, куда физические лица могут отнести отслужившие холодильники, чайники и т. д. за определённые суммы. Иногда возможен выезд таких приëмщиков на дом (тогда, скорее всего, сдать получится исключительно “за спасибо”). Там из техники выбирают все ценные части: платы, металлы, из кабеля также добывают медь или алюминий. Но пластиковые части очень мало, где нужны: собирать их коммерчески невыгодно. Поэтому, даже после отсортировки всего “ликвида”, часть деталей всё равно рискует отправиться на полигон. Также есть немало скупщиков радиодеталей, а интернете найти такие объявления не составляет труда.
Ещё более редкий вариант — ремонтные мастерские по восстановлению техники, куда можно сдать свои приборы в том числе на запчасти. В Рыбинске это успешная практика (мастерская “Вторая жизнь” принимает активное участие в местных акциях по раздельному сбору вторсырья, и примерно половину сданых приборов даже удаётся вернуть старым или новым хозяевам за символическую сумму).
В Ярославле также существует завод “НЭК” (“Новая экологическая компания”), который принимает на переработку батарейки, блистеры, фильтры, синтетику и технику. Они наладили сбор батареек и мелкой электроники по области, поставив специальные контейнеры в крупных магазинах (в Рыбинске их 4). В 2022 году также стал возможен вывоз их машиной старых стиральных машин, плит и холодильников из квартир всех желающих по предварительным заявкам (причём, сдающие получали ещё и 300-500 р).
На предприятие можно напроситься на экскурсию, и ярославские, и рыбинские экологисты там тоже побывали, чтобы увидеть всё собственными глазами. Этот завод, пожалуй, единственный в области, который принимает и перерабатывает и пластиковые части техники. Они делятся на подфракции (ABS, PS), дробятся и превращаются в гранулы. “НЭК” продаёт этот промежуточный продукт, но параллельно проводит и эксперименты по изготовлению собственных изделий из переработанного пластика. Возможно, скоро они появятся на рынке.



